Одна из ведущих адвенчуростроительных студий современности — та, что называется Telltale Games, — продолжает выпускать новые эпизоды сразу двух сериалов, подпадающих под жанровое определение «интерактивный фильм». Серии The Walking Dead и The Wolf Among Us выходят попеременно, погружая нас то в атмосферу зомби-апокалипсиса, то во вселенную комикса Fables, на которой основана история о шерифе Бигби Вулфе и его непростых проблемах. Если до сих пор мы знакомились с отдельными частями этой истории, то теперь, после выхода последнего эпизода, мы можем наконец оценить весь сюжет целиком.
Нужно ли говорить, что в играх, подобных The Wolf Among Us, сюжет играет не просто первостепенную, а первостепеннейшую и вообще чуть ли не единственно важную роль?
В связи с этим мы вынуждены предупредить: текст ниже содержит спойлеры. Мы старались свести их количество к минимуму, но совсем без разоблачения секретов не обойтись, когда речь идет о рецензии на продукт вроде The Walking Dead или The Wolf Among Us.
Куда же без старого доброго мордобоя!
Жил на свете человек — скрюченные ножки
К началу пятого эпизода главный герой — брутальный и вечно небритый шериф Бигби Вулф, он же Большой и Страшный Серый Волк из детских сказок, — сумел наконец подобраться совсем близко к главному мафиози Фейблтауна — Скрюченному дядечке. Верный слуга закона небезосновательно считает, что местный «крестный отец» имеет самое прямое отношение к убийству проституток: «Ослиной шкуры» Фэйт и троллихи Лили, которую так любил заказывать мэр города Крейн. Не потому, напомним, что он был поклонником межвидового скрещивания, а потому, что Лили не гнушалась маскироваться под помощницу мэра — Белоснежку, давно и безуспешно желанную.
Ах да, подождите. Ведь не все же, в конце концов, успели поиграть в первые четыре эпизода и, что гораздо ужаснее, не все читали обзоры на StopGame. Позволим себе немного напомнить, при чем тут вообще все эти волки, дядечки и странные жрицы любви с ленточками на шеях.
Как все начиналось…
Фейблтаун — городок, где живут Сказания — сказочные персонажи, которым пришлось бежать из своего мира, чтобы осесть в нашей, гораздо менее волшебной реальности. Человекоподобным существам повезло больше — им хотя бы не нужно регулярно выкладывать кругленькую сумму за так называемый «гламур» — чары, придающие всяким там жабам и троллям антропоморфный облик. С деньгами у героев детских сказок в основном туго, так что им приходится много работать. И работу эту редко можно назвать пристойной — понятно же, что у беженцев из придуманной реальности нет высшего образования и приличного диплома! Так что Красавица, которая трудится ночным портье в захудалом отеле, еще, можно сказать, неплохо устроилась. Русалочка и Ослиная шкура оказались менее везучими: они смогли найти себе место только в борделе.
Сложный моральный выбор, говорите? Сложный аморальный выбор! Кого из них треснуть первого?
Управляют всем этим «фейрятником» крайне неприятный мэр Крейн, его помощница Белоснежка и Бигби Вулф, олицетворяющий собой какой-никакой закон. Управляют не то чтобы блестяще: до проблем обитателей городка властям, в сущности, нет особого дела.
Известно, что там, где власть бездействует и закрывает глаза на неприятности, часто появляются всякие «теневые генералы» и «крестные отцы», которые берут на себя те функции, с которыми управители не справляются. Их помощь редко бывает бесплатной.
Вот и здесь получилось примерно так же. Скрюченный дядечка одолжил денег нуждающимся, пообещал защиту беззащитным, обзавелся собственной бандой и постепенно прибрал к рукам весь город.
Где мафия — там неизбежно раньше или позже начинаются убийства. Фейблтаун не стал исключением. В прошлых эпизодах наш бравый шериф находил на ступеньках отрезанные головы девушек легкого поведения, долго вел расследование, гонялся за предполагаемыми преступниками, причем проделывал все это в лучших традициях гангстерских детективов о каких-нибудь развеселых американских двадцатых или не менее удалых тридцатых.
Уберите от экранов детей и беременных женщин. Да, это именно то, о чем вы подумали. Это — кишки, господа.
…И как — закончилось
Финальный эпизод сезона в каком-то смысле можно назвать «лицом» всей истории. Сценаристы из Telltale, очевидно, решили сделать пятую часть максимально динамичной, чем увели ее от адвенчурного «первоисточника» и приблизили к настоящему экшену.
Ну хорошо, может быть, не такому уж и настоящему, ведь все мы знаем, что в исполнении Telltale экшен выглядит несколько странно. Нам придется бесчисленное количество раз нажимать на кнопки «вверх», «вниз» и «вправо/влево», уворачиваясь от ударов разнообразных противников. Мы снова будем пытаться попасть курсором по светящемуся красному кружку на лбу врага, чтобы дать ему по морде. Найдется место и бешеной погоне за автомобилем, и бою с «боссом», во время которого Бигби покажет свое истинное лицо. Или истинный хвост, если угодно, вкупе с истинной же шерстью. Наконец, не обойдется без крови, вываливающихся кишок и отрубленных голов. Не будет в последней части только как бы скрупулезного типа расследования, которым мы занимались в предыдущих эпизодах. Незачем: преступники найдены, фигуры на доске расставлены, а значит, осталось только привести сюжет к счастливому концу. Или не очень счастливому — это уж как получится.
Последняя серия сезона только подтвердила то, что мы, в общем-то, понимали и раньше: эта сказка совсем не для детей. Это жесткий и даже жестокий, но вместе с тем стильный детектив а-ля нуар, в котором по-прежнему находится место пусть уже не слишком сложному, но более или менее моральному выбору. Даже в самом конце, когда, казалось бы, все уже понятно, шериф решает судьбу главного злодея, определяя, жить тому или умереть, и если умереть, то когда и при каких обстоятельствах. Очевидно, принятое нами решение должно как-то повлиять на развитие событий в следующем сезоне. Как и весьма неоднозначная концовка эпизода, которая как бы намекает: нам только кажется, что мы обо всем догадались, завершили расследование и наказали всех виновных.
Сказочные герои решают важные вопросы по старинке. Собираются все вместе, спорят, кричат, размахивают руками, пока не найдется кто-нибудь, кто возьмет ответственность на себя и прекратит этот базар.
Хмурый, курящий и небритый
Мы уже привыкли к умению Telltale делать «сочных» персонажей, в которых как-то сразу же верится. Казалось бы, в самом финале истории никаких сюрпризов в отношении действующих лиц быть уже не может: осталось прояснить только детали фабулы, но не характеров.
Однако и тут разработчики сумели подбросить нам пару неожиданностей. Парень, который всю дорогу выглядел просто отвратительным типом, не вызывающим ни тени сочувствия, внезапно растрогает нас истинной подоплекой своих поступков. Скрюченный дядечка, называющий себя «только бизнесменом», станет произносить речи и заставит нас не один раз задуматься: а на той ли мы стороне, на какой следует быть? Того ли человека в итоге обвиняем? Наконец, даже Белоснежка, которой вроде бы совершенно не с руки устраивать какие-то сюрпризы под конец, поведет себя не то чтобы совсем непредсказуемо, но немного не так, как можно было бы от нее ожидать. Персонажи не просто живые и разные — они глубокие. При этом, что характерно, никто из них в итоге не оказывается «во всем белом». Здесь нет ни злодеев, ни рыцарей в сверкающих доспехах. Есть сообщество существ, вынужденных выживать в тяжелых условиях. Они предоставлены самим себе и растоптаны городскими джунглями. И к концу повествования все они становятся нам практически родными.
Ответственный на то и ответственный, что его решением можно потом долго и с удовольствием возмущаться за кружечкой пива. Вот примерно с такими же кислыми лицами, да.
Финал получился достойным. Градус напряжения, нараставший по мере приближения к последнему эпизоду, вылился-таки в отличную кульминацию. Первая история о шерифе Бигби Вулфе и его Фейблтауне состоялась. Будем ждать следующих.