Серия Civilization воспитывает в игроках пацифистов (если, конечно, играть не за Германию или каких-нибудь монголов). То есть редкая партия обходилась без драки, но почти любой игрок с сожалением вздыхал, когда вредный сосед откапывал топор войны, к тому же мирные дела неизбежно задвигали побоища назад, оттягивая внимание на себя.
Но в Starships Сид Мейер похоже, решил вывести на первый план другие вещи. Прикрываясь развитием идей Civilization: Beyond Earth, он доделывает пошаговую стратегию про флотилии звездолетов. С прицелом на мобильные платформы.
Я старший помощник с корвета «Беда»
Галактику не нужно колонизировать — все сделано до нас. Мы же будем опекать, завоевывать и угнетать.
С тех пор как человечество унесло ноги с родной Земли, минуло много лет. Уже освоена масса других миров, пора делить звезды по новой. Мы, люди, иначе не можем.
Человеческую расу в Starships представляют все те же персоналии, что и в Beyond Earth: наш герой-космонавт Вадим Козлов, воинственный генерал Боливар, Элоди с чаем и французскими булками — и все остальные. Правда, знакомые физиономии вы будете видеть редко, чаще всего — перед решающей битвой.
Сохранилось и деление на три философии, что отражается на внешнем виде кораблей (мороженые моллюски «гармонии», криво сваренные утюги «праведности» и зловещие дредноуты «превосходства»). Никуда не делись и весомые игровые преимущества, которые даются в зависимости от выбора фракции. Они сугубо утилитарные — например, ускоренный ремонт кораблей, — потому что развитие чего бы то ни было здесь организовано до крайности просто.
Конфигурацию можно менять хоть перед каждой стычкой, лишь бы в казне позвякивали энергоносители.
В Starships перед нами предстает поле из шестиугольников, по которому разбросаны редкие планетки, а между ними мы водим свой могучий флот. Занятий пока не особенно много: обитаемые миры с удовольствием нагружают гостей заданиями, обеспечивают свою поддержку и делятся традиционными для Beyond Earth ресурсами. Например, энергией, которая расходуется на покупку и модификацию судов. Последнему в игре вообще уделено необычайно много внимания, и это можно смело назвать авторской фишкой.
В одном из стримов Сид Мейер для сравнения упомянул X-COM, к ремейку которого приложил руку. Каждый боец земного Сопротивления там — это личность, проходящая путь от пушечного мяса до очень ценного деятеля и генератора исключительных историй (зачастую связанных с перекошенным генератором случайных чисел, за что Firaxis отдельное «спасибо»).
Нападение с тыла порой приносит ошеломительные результаты.
Starships обещает похожий опыт. В центре внимания здесь — ваш флот. В его составе поначалу числится всего-то парочка-другая корабельных «болванок». Их полезность определяют модули: двигатели, щиты, броня, лазеры и прочие сенсоры. Стартовые корыта, конечно, отделаны по минимуму, но мы на заработанные денежки будем прикручивать дополнительные примочки и докупать новые звездолеты.
Модули сконструированы просто и логично: лазеры бьют издалека, но слабо, осколочные орудия — в упор, но так, что пробирает до самого реактора, торпеда летит несколько ходов, взрывается по команде и наносит урон по площади. Истребители, в отличие от других снарядов, управляются сами по себе, однако их корпуса не выдерживают даже косого взгляда вражьего крейсера. Генератор невидимости скрывает, сенсор, наоборот, «палит». Броня защищает весь корпус равномерно, а щит только нос, но зато качественно. Вот и вся механика.
Разделяй и воюй
Боливар, видимо, достиг гармонии с глубоководными. И не стыдно с жабрами на параде, а?
Сид Мейер и его подручные мастера советовали не распыляться и конструировать корабли по принципу разделения труда: этому броню потолще и пушку, будет «танковать» в лобовую, этому — маскхалат и лазеры, чтобы стрелял издалека и не отсвечивал. Ничто, правда, не мешает развивать как одинаково функциональных легионеров, так и монструозного босса во главе флотилии лодочек без ничего. Лишь бы денег хватило.
Специализация корабля моментально отражается его внешнем виде: моделька судна сама обрастает выбранными модулями, притом очень аккуратно и минуя стадию конструкторского бюро — о чем мы непременно пожалели бы в Galactic Civilizations 3, но не в Starships.
Ну а когда дело доходит до сражения, проявляются родовые связи с Civilization. То же шестиугольное поле с такими же непроходимыми участками рельефа, только теперь это астероидные поля, а не разломы в планетарной коре и не горные вершины.
Интерфейс тоже зависит от философии. Вся наука направлена на помощь военному ремеслу.
Вместе с тем в открытом космосе нет ни холмов, ни удобного подлеска, где легко отбиться от превосходящих сил, ни реки, форсирование которой положит конец атаке на ваши позиции. Здесь есть только извилистые ленты плохо простреливаемых камней, и оттого игра снова начинает напоминать X-COM с его укрытиями.
Бои в Starships и выглядят как вялые перестрелки из-за бочек — остались даже самоубийственные атаки в лоб. Баланс несколько шатается (лазеры, пожалуй, слишком слабы), зато силам воюющих сторон приходится постоянно двигаться и менять позицию, чтобы не получить снаряд в корму. А кто вздумает отсидеться — будет ловить торпеду-другую. И улепетывать, конечно.
Боевая система Civilization без нее самой — вещь любопытная, но нельзя сказать, что самостоятельная, хотя Firaxis и дополняет ее исследованиями, квестами и, очевидно, развитой сюжетной линией. На круг выходит, что Мейер жертвует просветительской и геополитической ролью Civilization ради ее побочного продукта. Что ж, это право создателя.