За Transistor с самого анонса как-то очень не хотелось волноваться. В выпущенной ранее Bastion авторы показали, что прекрасно знают, как правильно делать игры: все было хорошо и с геймплеем, и со сценарием, и с художественным вкусом. А новый проект, судя по рекламной кампании, был чем-то в том же духе.
Тот же ракурс камеры, те же обезличенные противники, то же обязательное участие повествователя. Тем не менее виднелись и серьезные отличия, например радикально измененная боевая система. Поэтому главный вопрос состоял даже не в том, хороша ли будет игра. Не ударится ли Supergiant Games в самокопирование, эксплуатируя удачные элементы предыдущего хита?
Первый кадр игры придется переосмыслить минимум трижды.
Игрока включают в процесс так стремительно, что не успеваешь ничего понять. С первых же кадров главная героиня вытаскивает из чьего-то тела огромный футуристичный меч, который похож на что угодно, только не на средство самообороны. Спустя 10 секунд он (да, меч) рассказывает, как собой пользоваться, а потом велит срочно скрыться с места преступления. И вот миловидная дама под нашим руководством уже прорывается неизвестно куда сквозь орды безликих роботов, по любому поводу получая комментарии от собственного оружия.
Девушка несется по пустым улицам города, который вымер буквально в одну секунду. Единственные «признаки жизни» — разбросанные по окрестностям компьютерные терминалы, которые заботливо предлагают проголосовать: «Какую погоду вы хотели бы видеть завтра?» Иногда удается поймать новостные сводки, но телеведущие только недоумевают: «Власти объявили, что ничего не знают о произошедшем, район будет временно закрыт». Героиня гневно строчит комментарий: «Лжецы!»
Ей только и остается писать, потому что говорить она не может. Какие-то «они» забрали ее — культовой певицы — голос. А еще убили друга. Кстати, «мир приходит в упадок». Меч зовут Транзистор, но разговаривает на самом деле не он. А наш враг — Процесс. Откровенно говоря, вся эта каша никак не хочет складываться в единую систему: повествование выстроено интригующе, но слишком тяжело для восприятия.
Все, кто берутся разговаривать, никак не утруждают себя объяснениями того, что происходит. Вылавливать информацию приходится по крупицам из очень размытого контекста. Чтобы понять самый минимум, придется перечитать еще десяток страниц биографий различных персонажей, которые открываются в строго определенных условиях. Это все странно и громоздко: будьте готовы к тому, что даже на самые простые вопросы вы не получите прямых ответов, а уж сложить полную картину вряд ли получится даже после второго прохождения.
Слава богу, окружающим миром можно наслаждаться и так. Стиль «Транзистора» — это что-то невероятное: киберпанк сталкивается с ар-нуво, а музыка отвешивает реверансы то Эдит Пиаф, то рейву. Выглядит и звучит это совершенно великолепно: саундтрек здесь один из лучших за последние годы, а арт — одно из самых необычных стилистических решений в играх вообще.
Вот он, лучший вид на город, который представится, — в основном любоваться придется однотипными фасадами зданий.
Со вкусом у Supergiant всегда все было хорошо; жаль, что все это не получает развития дальше чистого визионерства. Улицы стерильны и практически лишены интерактивных элементов. История мира проработана не слишком тщательно (или оказывается скрытой), да и поговорить здесь совсем не с кем. Так что добротной фантастики, извините, нет.
Kill(Boss);
Получив в руки грозное (хоть и болтливое) оружие, героиня бросается в путь за своим голосом. Несмотря на то что во всей истории с похищением фигурировали всего несколько человек, биться ей предстоит постоянно. С чем — сложный вопрос. Во всяком случае, выглядит оно как обезличенные роботы и механизированные ищейки.
Улицы города складываются в бесконечную череду арен, на каждой из которых нас поджидает толпа противников. Вариаций немного: всю игру придется сражаться примерно с десятком видов охранных машин, которые постепенно обрастают новыми возможностями. Каждая из них намного сильнее хрупкой певички, поэтому главным оружием в бою становится мозг. Ну и умение останавливать время.
Интернет пестрит комментариями о том, что игра не слишком хорошо ведет себя на PC: часто «вылетает» и неважно оптимизирована. Разумеется, на PlayStation 4 таких проблем не наблюдается. А еще есть приятный бонус: речь повествователя можно вывести на динамик геймпада, при этом светодиод будет менять свою интенсивность в такт речи. Это даже несколько меняет ощущения от игры: собеседник словно оказывается ближе, что положительно сказывается на атмосфере.
Несмотря на внешнюю схожесть, Transistor решительно отличается от Bastion — это не экшен, а тактика. Бой происходит в реальном времени, но в нем героиня слаба и беспомощна. А вот если нажать «стоп», то можно как следует обдумать следующие действия, задать последовательность и выполнить ее за долю секунды. Здорово облегчает жизнь.
Примерно в таких условиях и придется провести большую часть игры.
Какая-никакая тактическая глубина в этом вырисовывается. С получением опыта и убийством «боссов» в арсенале героини появляются программы — души мертвых людей, которые нужно использовать в качестве оружия. Приемы разные: что-то оглушает, что-то бьет лучом сквозь все живое до ближайшей стенки, что-то зачаровывает противников. Эти действия не обязательно использовать как активные: они могут стать дополнительными эффектами атаки или пассивными улучшениями персонажа.
По мере «прокачки» открывается больше слотов для комбинаций, больше энергии для использования приемов и, что необычно, становятся доступны новые уровни сложности. Они здесь исчисляются в модификаторах: одни урезают героине возможности, другие заставляют врагов плодиться втрое быстрее. Благодаря массе опций «челлендж» можно тонко настроить под себя — и это здорово.
Если вам настучат-таки по голове, то одна из атак «перегреется» и выйдет из строя, так что придется заново пересобирать свою тактику, отталкиваясь от доступного арсенала. Игра вынуждает постоянно выдумывать оригинальные комбинации. Главное, что приемы последних уровней нисколько не мощнее данного изначально набора.
Плохо то, что идущие друг за другом арены с противниками редко моделируют хоть какие-то интересные ситуации: обычно они остаются просто площадками со случайным расположением стенок. Игра становится жуть как хороша, когда без предупреждения запирает в маленькой комнате, к чему вы совершенно не готовы тактически. Или когда по полю начинает бить хвост гигантской ящерицы. Этого должно было быть больше, но нет — арены просты, а потому «Транзистор», кажется, не раскрывает собственный потенциал до конца.
Иногда стремительный забег героини прерывается в комнате отдыха (и не спрашивайте, откуда она берется). Единственное ее предназначение — предложить игроку несколько десятков испытаний, как в Bastion. Убить всех за один ход, за ограниченное время, с ограниченными навыками — обычный, в общем, набор. Больше во время прохождения отвлечься не на что.
Местная версия Большого Папочки.
Transistor — удивительная и ни на что не похожая игра. Она превосходна стилистически и предлагает такую сочную боевую систему, что экспериментировать с ней можно много часов подряд. Но, увы, после прохождения остается стойкое ощущение, что тебе чего-то недодали. Сюжет остался нераскрытым, мир — недостаточно проработанным, а геймплей так и не успевает раскрутиться на полную катушку. Игре чего-то не хватает, и все равно она остается по-своему изумительной.