Ваша лунная колония — это последняя надежда человечества, и только от вас зависит, сможете ли вы выжить. Вам предстоит создавать автоматизированные производственные цепочки как на поверхности Луны, так и под ней, управлять научными экспедициями и принимать сложные решения для обеспечения человечества плацдармом в освоении дальнего космоса. The Crust — игра от VEOM Studio, разработанная для ПК, которая сочетает в себе элементы стратегии, песочницы и выживания. Игроки выделяют такие особенности, как колониальная стратегия, строительство баз и градостроение. Игра предназначена для одиночного прохождения, многопользовательские режимы отсутствуют. Она распространяется по модели разовой покупки по всему миру, а издание игры осуществляет компания Crytivo. Игра находится в стадии запуска с датой выхода 27 января 2023 года. Бесплатно скачать The Crust нельзя, так как она доступна только по модели разовой покупки. Игра поддерживает русский язык.
Стройка века
Среди достоинств демоверсии The Crust игроки отмечают наличие интересного сюжета с диалогами, полноценной озвучкой и разнообразными персонажами. Во время прохождения кампании вы погружаетесь в увлекательный мир недалекого будущего — 2080 год, когда освоение ближнего космоса активно продолжается, а на Луне работают множество корпораций, занимающихся научными исследованиями и добычей ресурсов.
Вы играете за представителя одной из таких компаний, которая только начинает свою деятельность на спутнике Земли. В конце обучающего режима происходит катастрофа — падение огромного метеорита разрушает или выводит из строя большинство поселений и фабрик. Наша база — одна из немногих, сохранившихся в относительной целостности, но поскольку полноценное производство еще не развернуто, придется начинать практически с нуля, почти без помощи с Земли. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих; альтруизм здесь не в почете — игроку сразу дают понять, что деловые отношения и прибыль стоят на первом месте. Например, некоторые задания предлагают выбор между дополнительной прибылью и помощью бедствующим соседям. Придется торговать добытыми ресурсами, выполнять контракты, следить за ценами на рынках и выстраивать отношения с другими корпорациями.
В описаниях некоторых компаний встречаются забавные пасхалки. Однако без спасения мира все равно не обойтись: один из основных квестов связан со строительством огромной лазерной пушки для предотвращения столкновения Земли с астероидом — лунная катастрофа была лишь предвестником более серьезной угрозы для человечества. И сюжет оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: игрок вскоре узнает, что причиной катастрофы мог быть вовсе не метеорит…
Особое внимание стоит уделить звуку. Хотя портреты персонажей выглядят ярко, их искусственность (заметно, что они созданы с помощью нейросетей) может не впечатлять, но музыка в игре прекрасно передает атмосферу космического приключения. Озвучка также на высоте — многие голоса знакомы как любителям игр, так и поклонникам кино. Все диалоги ведутся на русском языке, что неудивительно, учитывая калининградское происхождение разработчиков.
Вкалывают роботы
Типичная лунная колония в The Crust делится на две части: надземную и подземную (или надлунную и подлунную). На поверхности расположены солнечные панели, посадочные площадки, средства связи, гаражи для техники и терминалы для погрузки и разгрузки. Однако настоящим сердцем любого поселения является его подземная часть. Именно здесь игрок строит свою производственную империю, постепенно расширяя обжитое пространство до огромных размеров.
Лунные экспедиции организуются через отдельное меню, что весьма удобно с учетом увеличивающегося числа техники. Связь между уровнями осуществляется с помощью лифта, позволяющего вашим дронам, которые являются основной рабочей силой, перемещаться между поверхностью и подземельем. Если необходимо передавать ресурсы напрямую, без участия грузчиков, можно построить специальный вертикальный конвейер.
Конвейеры играют важную роль в игре. Хотя они не так критичны, как в Factorio, где стали символом жанра, в The Crust без них тоже не обойтись. Конечно, можно полагаться на дронов для логистики, но это занимает много времени и невыгодно, несмотря на возможность создания специализированных грузовых роботов. У дронов и так хватает задач: они занимаются строительством, бурением подземных пещер, добычей ресурсов и транспортировкой объектов в местах, где нет пространства для установки конвейеров.
На моей базе образовалась типичная «лапша» из конвейеров — выглядит не очень эстетично, но работает эффективно! Без человеческого присутствия колония существовать не может. Люди живут под землей в специализированных помещениях, которые нужно обеспечивать водой и кислородом. Но на этом заботы не заканчиваются: на кухне всегда должна быть еда, в лазарете — медикаменты, а без досуга колонисты становятся угрюмыми и менее продуктивными. Люди, конечно, гораздо капризнее роботов (которым нужна только электроэнергия для работы), но без них невозможно качественно заниматься наукой и производить дорогие ресурсы.
Производственный процесс не удивит опытного игрока. Все довольно стандартно: мы добываем руду, извлекаем из неё ценные материалы, которые затем перерабатываются для расширения базы и торговли. Производственные цепочки не слишком сложные: для создания большинства предметов достаточно простой схемы «шахта — печь — фабрика», а дорогие ресурсы получаются из базовых компонентов. Головоломок уровня «Как наладить эффективное производство жёлтых колбочек в Factorio?» в игре нет.
Однако именно торговая система выявила некоторые недостатки игры. Например, условия и цены большинства контрактов таковы, что необходимые ресурсы проще купить на рынке — в итоге вы все равно останетесь в плюсе.
С увеличением времени игры становятся заметными разные недочеты. Например, отображение баланса электроэнергии вызывает вопросы: как справиться с постоянным дефицитом электричества — непонятно. Колонистов, единственное преимущество которых заключается в получении очков науки, трудно заставить действовать так, как хочется игроку. Их состояние не отображается — только что была полная колония, а теперь все исчезли. Умерли? Решили вернуться на Землю из-за плохих условий? Что именно их не устроило? На эти вопросы нет ответов. Впрочем, зачем нужны колонисты, если очки науки можно просто купить?
С колонистами много хлопот, а толку от них немного. Реализация прокладки конвейеров оставляет желать лучшего. На этапе планирования строительства здания нельзя соединять с лентой, а подземные конвейеры нужно устанавливать отдельно и нельзя настроить направление их движения. Пример Factorio, где этот процесс интуитивно понятен, здесь проигнорирован.
Не хватает удобств: нет шаблонов и чертежей, отсутствует статистика производства и потребления, да и много чего еще не хватает — в том числе стабильности приложения: после полутора десятков часов игры меня начали преследовать вылеты на рабочий стол каждые 10–15 минут, что свело на нет любые попытки насладиться игрой.