Серия видеоигр о Шерлоке Холмсе существует уже не первое десятилетие. И всё это время компания Frogwares дополняет, изменяет и всячески переделывает исходную концепцию. Когда-то разработчики использовали в качестве геймплейной основы правила адвенчур от первого лица, но в случае с The Devil’s Daughter окончательно ушли в нишу детективных видеоигр. Квестовые задачки, конечно, нет-нет да промелькнут в потоке гипотез и мини-игр, однако вписаны в повествование гораздо логичнее, нежели можно было рассчитывать от нишевой истории «сугубо для своих». В общем, никаких вам статуй в полицейском участке и партий на фортепианных клавишах «с птичками».
Справедливости ради, чисто технически ключевые изменения произошли ещё несколько лет назад. Работая над Crimes & Punishments, авторы сознательно откинули практически все условности, сопровождающие жанр с первых лет его жизни. Прежде ведь как было? Сюжет вроде бы рассказывал о детективе, ведущем напряжённое расследование. На деле же он собирал предметы, комбинировал их между собой — и позже, если того требовала ситуация, разгадывал очередную шараду. Такой была самая первая IP от студии, Mystery of the Mummy, и это (определённо) нельзя записать ей в плюсы. Если, конечно, вы, как и наша редакция, ждёте от истории о преступлении, собственно, изучения улик, допросов подозреваемых и стройных логических выводов.
В Crimes & Punishments Frogwares сконцентрировалась непосредственно на сыскной работе величайшего детектива. Весь фокус — на поиске подозреваемых и системе дедуктивных выводов. Но, как и в повседневной жизни, в своих суждениях Шерлок мог… ошибиться. И это тоже один из гигантских плюсов серии «сугубо для своих».
Другие представительницы жанра, будь то Murdered: Souls Suspect или L. A. Noire позволяли почувствовать себя мастером полицейской науки за счёт линейного рассказа о событиях дела. Сыщик в этих играх — один из персонажей пьесы. Frogwares к поставленной задаче подошла несколько иначе, в результате к Crimes & Punishments её Шерлок стал движущей силой всего расследования. Именно Холмс дает ход сценарию, а не сценарий заставляет говорить его репликами по скрипту. Вроде бы пустяк, но из таких пустяков захватывающие пьесы и состоят.
Реверанс Crimes & Punishments возник в этом тексте не просто так. Дело в том, что с точки зрения игрового процесса The Devil’s Daughter изменилась не то чтобы сильно. Всё важное, будь то система дедуктивных выводов или расстановка акцентов на сыскном деле, Frogwares перенесла в свою новую работу едва ли не целиком. Как и прежде, за время расследования Шерлок собирает множество улик (не предметов!), опрашивает людей и составляет картину произошедшего из мелочей. Комбинация отдельных фактов ведёт к развилке, которая при неправильно сделанном выводе, может завалить всё дело. Иногда дают поиграть за Уотсона или Тоби (это не считая стелс-миссии за молодого агента Холмса), QTE, переодевания. В общем, при прочих равных — идеальная смесь для любителей одного из самых культовых персонажей за всю историю современной литературы.
The Devil’s Daughter — попытка создать массовую AAA-адвенчуру для консолей и персонального компьютера. Здешний Шерлок более не напоминает Джереми Бретта. Речь идёт, скорее, о собирательном образе из Роберта Дауни-Младшего, Джереми Бретта и Бенедикта Камбербэтча. Герою не чужды эмоции, а ещё он крайне привязан к своей приёмной дочери. Отношения с ней проходят через всё повествование, чтобы в финале раскрыть главный твист истории. Забегая вперёд, скажем, что ничего необычного ждать не стоит, однако сама попытка связать воедино разрозненные «кейсы» из жизни Холмса вызывает уважение к людям, не побоявшимся создать эту игру. С известным результатом, разумеется.
Смысл — в нюансах. Разработчики почти не врали, когда рассказывали, что каждое дело будет совершенно новым по тональности приключением, которое не задействует классические сюжеты о величайшем сыщике в истории литературы. За всё прохождение нам попалась лишь одна побочная история, которая прямо берёт фабулу из рассказов Конан Дойля. Да и та, скорее всего, появилась в игре исключительно из заботы о фанатах первоисточника. Речь идёт о проделках странного «жениха» молоденькой девушки, живущей с отчимом и матерью. В остальном истории действительно уникальны, и разгадывать их — чистое удовольствие.
Вот Холмс спасается в лесах от таинственного охотника, восстанавливает ход событий «надцатилетней» давности, пытается выяснить, кто покушался на его жизнь, разыскивает таинственного преступника, чьи действия привели к катастрофе в Лондоне. Иногда ему приходится переодеваться — например, в священника. Сцена изгнания «дьявола» из дома набожной старушки — едва ли не самый забавный эпизод, что за последние несколько лет попадался нашей редакции в видеоиграх. Действительно смешно и по-хорошему не злобно. Зачёт.
Конечно, The Devil's Daughter нельзя назвать полноценной AAA-игрой. Для этого ей очевидно не хватает бюджета. Здесь крайне посредственная по современным меркам графика (хотя и лучше, чем в предшественнице), далеко не самое отзывчивое управление в QTE-сценах, нет-нет да проскакивают классические для адвенчур, но совершенно лишние для детективного сюжета загадки — вроде реконструкции событий, произошедших в пирамиде. Их можно безболезненно пропустить, но сам факт наличия подобных развлечений в квесте XXI века о сыщике, несколько удручает.
Наконец, финал. Очевидно, что сотрудники Frogwares пытались увязать воедино разрозненные «кейсы» Шерлока, но по факту получился ещё один рояль в кустах, который кое-как собирает воедино те наметки сквозной сюжетной линии, что подавались как бы между делом, вставками после каждого эпизода. Происхождение «дочери» Шерлока уж слишком очевидно, а пробежка по кладбищу и беседа со «злодейкой» на объятом пламенем корабле… В общем, вы поняли. Ничего хорошего от финала The Devil’s Daughter ждать не стоит. Однако и не это главное.
В результате случилось странное. По отдельности каждый элемент The Devil’s Daughter можно критиковать (не слишком отзывчивые QTE, присутствие пазлов, хоть их и можно пропустить, крайне странный финал), но делать это, вопреки сложившейся традиции, совершенно не хочется. Да, здесь далеко не самая технологичная картинка — ну и что? Общая сюжетная арка уж слишком очевидна, а «злодейка» — карикатурна. Бывает. Frogwares удалось главное: создать приключенческую игру, которая будет равно интересна и фанатам Шерлока Холмса, и простым геймерам. Без всяких «но» и «если». Для небольшой студии, которая совсем недавно выпускала откровенно нишевые развлечения — прорыв. Ждём продолжения.