Клиентская онлайн игра в жанре онлайн шутера Quake появилась на свет благодаря желанию студии Id Software создать самую кровавую, мясную и красивую стрелялку своего времени.
Главный герой зачищает готические замки и футуристические космические корабли от демонических монстров, рожденных в чреве Шуб-Ниггурата. Уровни представляют собой запутанные лабиринты, полные закрытых дверей и секретов. В тайных комнатах спрятаны боеприпасы, броня и руны, дарующие волшебные умения. С их помощью солдат на короткое время становится неуязвимым, наносит больше урона, или прячется в невидимости.
На пути встают монстры ближнего и дальнего боя. Крысы и мясники, охотники и изуродованные насекомые знают, где находится игрок, и нападают на него в тот же час, как он появляется в коридоре. От различных воинов нужно держаться на расстоянии, а со стрелками играть в кошки-мышки: уклоняться от их снарядов, или убегать, не обращать внимание. Периодически появляются мини-боссы и боссы. Злодеи разной величины, требующие особого подхода для истребления.
Quake и дальнейшие его итерации известны не дизайном чудовищ, а многообразием брутальных пушек. Герой носит все найденное вооружение одновременно, и достает его в удобный момент. В первой части появился рейлган, гвоздомет, дробовик и двуствольное ружье. Именно тут люди увидели ракетницу и научились рокетджампу: прыжок и одновременный выстрел себе под ноги запускал персонажа под потолок. Это был не баг, а фича, потому что многие тайники требовали от игрока невероятных атлетических способностей.
Первая часть Quake популяризовала мультиплеерные соревнования. Игроки, как и раньше, могли подключаться через сетевой кабель, или сталкиваться со случайными людьми из Интернета. Командные схватки впервые заставляли постоянно двигаться, прыгать и уклоняться. Такую динамику разработчики поддерживали и развивали в последующих частях.
Quake была самым продвинутым и инновационным развлечением своего времени, чьи нововведения определили движение киберспортивной дисциплины на десятки лет вперед.