В свое время Valve со своей Portal стала законодателем моды в жанре First Person Puzzlers. В таких играх привычная FPS механика уходит на второй план, уступая место головоломкам и исследованию окружающего мира. Portal вдохновила многих начинающих разработчиков, породила огромное количество последователей и… откровенных подражателей.
Оригинальный Q.U.B.E. вырос из студенческого проекта трех школьных друзей, вдохновленных Portal. Тогда, в 2011, игра участвовала в различных выставках инди-проектов и заработала признание. В 2014 году, Q.U.B.E. Director's Cut, дополненная версия игры, получила множество хвалебных отзывов в прессе, а также неоднозначное звание – лучший клон Portal.
Сегодня к жанру FPP причисляют проекты, которые с трудом вписываются в изначальную концепцию: они существуют на стыке головоломок и симуляторов ходьбы, делая акцент на нарративе. Лучшего момента для возвращения в куб не придумаешь. Toxic Games выросли над собой и, заручившись поддержкой Trapped Nerve Games, представляют нам свой новый проект. Portal 3 мы можем ждать еще очень долго, а Q.U.B.E. 2 у нас есть уже сейчас!
Застрявшие в кубе
Героиня игры, археолог Амелия Кросс, приходит в себя в странном месте: стерильное помещение, вокруг ни души, все сплошь состоит из кубов, а на самой Амелии странный костюм. К счастью, на связь с нами выходит Эмма Сатклифф – еще одна пленница куба, которая явно знает о происходящем больше героини. Эмма быстро вводит нас в курс дела: этот странный костюм позволяет управлять кубическими конструкциями вокруг. Внезапный собеседник не даст Милли в ближайшее время сойти с ума, но самое главное – Эмма может нас отсюда вытащить. У нее есть устройство, способное телепортировать нас в безопасное место. Беда в том, что наш сигнал слишком слаб для телепортации. Единственное решение – забраться как можно выше. Возможно, по пути мы встретим еще выживших.
Продираться вверх придется сквозь большое количество головоломок. Да бросьте вы эти ассоциации с фильмом «Куб» – ставки здесь не так высоки: обстановка вокруг не враждебна, пугает, скорее, неизвестность. Главной задачей становится не выживание, а просто стремление выбраться отсюда, да поскорее.
Амелия, все-таки, ученый. Неизвестность ее привлекает. Резонное рвение поскорее выбраться отсюда плавно перетекает в желание как следует во всем разобраться и докопаться до сути. Таким образом, героиня на удивление быстро переходит от стадии «отрицания» проблемы до ее «принятия», минуя все промежуточные.
Еще один куб в стене...
Ко второй части Q.U.B.E. обрела свое лицо – это первое, за что хочется похвалить разработчиков. Нет, это все еще похоже на Portal, но все лишнее убрали, а игровые механики довели до ума. Если в первой части нас окружали кубы с различными свойствами, то теперь мы сами выбираем нужные нам в данный момент свойства. Выглядит это так. Среди огромного количества кубов, в определенных местах есть нейтральные белые области. С ними мы и взаимодействуем. Тип взаимодействия определяется режимом энергии вашего костюма. Условно они представлены тремя цветами ваших перчаток: синий, красный, зеленый.
Синий цвет позволяет использовать платформу в качестве трамплина – прыгать на большие расстояния или подбрасывать предметы; красный цвет позволяет выдвигать блок на определенную длину/высоту; зеленый – материализует куб, дающий возможность, например, нажать на механическую кнопку на расстоянии.
Toxic Games аккуратно открывают для нас все новые способы взаимодействия с игрой. В начале вам будет доступен только синий цвет, остальные открываются по мере прохождения игры и усложнения задачек. Вот вам трамплин, а вот зеленый куб, который можно удобно расположить над этим трамплином. А что, если мы запустим куб в трамплин и вышибем к чертям эту дверь напротив? Экспериментируйте. Импровизируйте. Жонглируя всеми тремя режимами, успешно сочетая их, мы и будем решать все головоломки в игре.
Ключевые механики вы освоите быстро, а затем к ним прибавятся новые переменные: различные кнопки, подвижные платформы, магниты, огромные вентиляторы с потоками воздуха и т.д. Да, Q.U.B.E. 2 не в силах порадовать вас экстравагантными игрушками: никаких вам прыгучих гелей, лучевых мостов и прочего. Зато все, что есть, разработчики используют на полную катушку: все задачки в игре разнообразны и увлекательны! В своей скромности проект получился достаточно уютным и самодостаточным.
Как только вы усвоите все правила игрового мира, как только вы начнете говорить с разработчиками на одном языке, все задачки становятся прозрачными и понятными. Но понятными – отнюдь не значит простыми. Будьте уверены – разработчики из Toxic Games и Trapped Nerve сумеют потрепать вам нервы. Головоломки здесь состоят из нескольких этапов: как правило из трех. Например, подъемник, ведущий наверх, работает от трех реакторов. Нам необходимо запустить каждый реактор, а для этого надобно пройти три комнаты головоломок. Три – это вообще символичное число для игры.
На задворках Aperture Science
За что еще хочется похвалить разработчиков, так это за чувство меры. Только вы начнете думать, что устали от тесных мрачных лабораторных помещений, как вас тут же закидывают на яркую локацию под открытым небом и с папоротниками. Только вы начнется уставать от бесконечных углов и кубов, как появится шар! Да, друзья – Toxic Games умеют рвать шаблоны. При этом игра заканчивается ровно тогда, когда это необходимо: 11 глав и около пяти часов на прохождение. Затяни разработчики игру чуть дольше, и Q.U.B.E. 2 непременно бы погрязла в самоповторах, а геймплейные идеи были бы жесткого заэксплуатированы.
С графической частью, думаю, и так все понятно: игра выглядит достаточно неплохо. Особенно в сравнении с предыдущей частью, которая теперь обречена выглядеть альфа-версией. Куда большего внимания заслуживает дизайн локаций. Первая часть была похожа на возню с детскими кубиками: все такое пестрое, невинное и чистое, словом – игрушечное. Вторая часть ощущается иначе. Разработчики намеренно сохранили лаконичный дизайн и кубическую структуру уровней. Все те же простые формы, но теперь не лишенные индивидуальности. Тусклый красный свет на стенах, оголяющий потертую фактуру холодного неприветливого металла. Густые тени, демонстрирующие хаотичное расположение кубов. Q.U.B.E. повзрослела: более просторные уровни, более естественная палитра цветов, более продуманная архитектура. Это больше не детская комната с шарами в бассейне. Это интересное таинственное место, но все равно где-то там… На задворках Aperture Science…
Есть ли за что разработчиков поругать? К сожалению, да. Лор игры вполне позволяет рассказать более развернутую историю. Не хватает сюжету какой-то остроты. Эффектной сцены. Финального штриха, если хотите. Кроме финальной сцены в игре нет моментов, которые заставили бы игрока задуматься, посмеяться, да и вообще – проявить хоть какую-то эмоцию. Геймплей с этим справляется на отлично, история – нет.