God of War – один из самых успешных эксклюзивов PlayStation. К третьей части история спартанца, который в одиночку выносит весь древнегреческий пантеон, достигла своего апогея по всем фронтам. Затем был очевидный шаг назад в виде GoW: Ascension, и три года тишины. Вряд ли кто сомневался, что Сони вернется к GoW. Но видеть в пятый раз (на домашней консоли) Кратоса, кромсающего все подряд, было бы по меньшей мере странно… В серии нужно было что-то менять: провал Ascension это подтвердил.
Чтобы стать равным богам, а тем более превзойти их, нужно убить в себе человека. На протяжении трех номерных частей Кратос играючи справлялся с этой задачей: он с легкостью пускал в расход всех, кто стоял на его пути, включая невинных людей. В новой части GoW, команда Santa Monica Studio во главе с Кори Барлогом, руководителем разработки God of War II, делают прямо противоположное – очеловечивают антигероя. Причем делают они это очень старательно. Неожиданно? Еще как…
Божественная трагикомедия
Переехать в другую вселенную – отличный вариант для тех, кто хочет начать все с чистого листа. В мире скандинавской мифологии Кратос пытается жить как человек. Мы не знаем, сколь долго существование спартанца оставалось безмятежным, но встречаем героя при не самых приятных обстоятельствах. Не так давно Кратос снова лишился жены, Фэй. Последняя воля усопшей – быть развеянной с самой высокой точки этого мира. И вот, нас снова ждет гора. Снова тернистый путь наверх. Только на этот раз в компании сына, и ведет нас не месть, а мир и любовь.
С первых секунд знакомства с новой GoW ощущаешь легкое смятение. Мозг напрочь отказывается принимать Кратоса, обыденность которого не в вырывании глаза очередному циклопу, а в небольшом домике на опушке, в общении с сыном, в заготовке дров. Сваливая очередную березу энергичными ударами, Кратос борется с воспоминаниями о прошлой жизни. Призрак Спарты устал от войны. Ему теперь есть, что терять, ему снова есть, ради чего жить. Но некоторые шрамы не скрыть, и прошлое настигает нашего героя в минуты его наибольшей уязвимости. Местные жители раскрыли его секрет и совсем не рады чужаку…
Отцы и дети
Смятение бесследно исчезает сразу после первой стычки с врагом. Да, перед нами тот самый Кратос, который разрывает противников голыми руками. Он все так же груб, немногословен и прямолинеен, разве что время сделало его чуть сдержаннее, мудрее. Тем не менее, мы еще ни разу не видели Кратоса таким живым! Разработчики показывают нам человека, который бежит от ошибок прошлого и видит свое спасение в сыне. Даже пепельный «панцирь», покрывающий все тело спартанца, отступает – под непроницаемой белизной проступает кожа.
Раскрыться с новой стороны бывшему антигерою помогает его сын – Атрей. Несмотря на проблемы со здоровьем, мальчик изо всех сил старается произвести впечатление на отца. Папа у него строгий и требовательный, но справедливый. Атрей совершенно умилителен в своей старательности. Первое время маленький полубог почти не участвует в схватках с врагами: он будет наблюдать со стороны и стрелять из лука по вашему указанию. Но со временем мальчуган окрепнет и станет незаменимым помощником.
«Закрой свое сердце» – не устает повторять воинственный отец. Но мальчику, который рос на добрых рассказах матери, трудно принять правду, что мир вокруг жесток, а боги – самые злейшие враги. По ходу сюжета мы становимся свидетелями не только боевой закалки Атрея, но и его становления как личности. В этом смысле, главный герой игры именно он.
Все дороги ведут в Мидгард
В согласии с первоисточником, локации в игре представлены различными мирами из скандинавской мифологии. Часть из них вы посещаете по сюжету, часть доступна для самостоятельного изучения, еще одна часть не доступна вообще. В центре находится Мидгард – мир, населенный людьми. Впрочем, сейчас из живых и невраждебных обитателей здесь лишь огромный Змей, опоясывающий всю планету. Именно в Мидгарде вы проведете большую часть времени: здесь проход во все остальные миры, и вам придется возвращаться сюда снова, и снова, и снова. С точки зрения геймплея и мифологии выглядит это логично, но совсем не ждешь, что это будет продиктовано сюжетом: один персонаж что-то забыл, другой персонаж что-то потерял… В один момент от этого бэктрекинга начинаешь дико уставать.
Мидгард – это условно открытая локация, большую часть которой занимает вода. Передвигаемся мы до нужной точки интереса на лодке: в угоду экономии ресурсов, разработчики разучили Кратоса плавать. Но никакой проблемы в этом нет. Во-первых, вам хватит занятий и на суше, а во-вторых – рассказы одного вашего незаурядного спутника во время прогулок по воде точно не дадут заскучать!
Миры в игре разнообразные и проработанные. Даже просто находиться в них приятно, а ведь они еще таят в себе массу секретов. Вот вы помогаете местным духам обрести покой, а затем совершенно без причины ввязываетесь в драку с големом, просто ради самого процесса. Вот вы пересекаете весь остров в поисках сокровищ, а затем испытываете себя на прочность в боях с Валькириями и совершенно не замечаете, что оставили сюжет в стороне – настолько дополнительные занятия удачно вписаны в игру.
Старые шрамы, новые приемы
God of War 2018 года – это экшн от третьего лица с РПГ-элементами. В игре есть все ключевые геймплейные особенности PlayStation-эксклюзивов последних лет. Каждый для себя найдет здесь чуточку Uncharted, The Last of Us и Horizon. Достигается это также общим тоном повествования, качеством постановки, и, конечно, компаньоном – куда же без него. Словом, в Сони продолжают шлифовать паттерн своей идеальной игры. Но есть у GoW и свое собственное лицо – местная боевая система.
За могучими плечами Кратоса ждет своего часа Левиафан – одноручный топор, который возвращается после броска к своему хозяину словно Мьёльнир. Им в равной степени удобно сносить головы в ближнем бою и поражать врагов на расстоянии. Если вы криво метнули сей инструмент, то это не беда – Левиафан может хорошенько пробить затылок какого-нибудь драугра на обратном пути. Во второй руке Кратоса – щит, с помощью которого мы отражаем удары. А еще Бог войны разучился прыгать: в его возрасте – не солидно. Только перекаты, только хардкор!
Битвы немного потеряли в динамике: все-таки годы берут свое, Кратос уже не такой быстрый. Зато теперь бои гораздо сильнее вовлекают игрока в процесс. Просто мэшить геймпад у вас здесь не получится. Кратос стал мудрее, он уже не может позволить себе бросаться на врагов в слепой ярости. «Только дисциплина и холодный расчет», – наставляет Призрак Спарты то ли своего сына, то ли игрока. Сблизиться, отразить атаку, пробить комбинацию, увернуться и повторить. Своевременность бьет скорость. Держим дистанцию – каждый удар здесь может стать для вас роковым, а эта игра ошибок не прощает. Здоровье здесь не восстанавливается автоматически – приходится рыскать по полю боя в поисках камней жизни, повезет, если они выпадут из врагов.
Новая боевая система заставит попотеть на любой сложности. В игре нет пушечного мяса из прошлых частей, избавиться от которого можно ураганом из Клинков Хаоса. К каждому неприятелю нужен свой подход, и речь не только о боссах, но и о рядовых противниках. Вы будете заучивать связки ударов, планировать атаки и, в конце концов, найдете собственный стиль игры. GoW вынуждает вас играть по ее правилам, но дает вам достаточный простор для маневра. И это, пожалуй, самая большая заслуга местной боевки.
Топор войны
Большое внимание разработчики уделили прокачке героя. Развитие базовых характеристик аналогично оной из предыдущих частей. Собирая три единицы артефакта, мы увеличиваем максимальный уровень здоровья или ярости Кратоса. Правда добыть их теперь сложнее: нужно не только найти сундук, но и решить нехитрую головоломку, чтобы его открыть. На остальные характеристики влияет ваша экипировка. Ее можно крафтить, можно покупать, можно находить по ходу игры. Для каждой части обмундирования доступны свои уровни прокачки. А применяя к экипировке руны, можно добавить различные перки, например, сопротивление огню или урону от определенных противников. Накопив достаточно очков опыта, мы изучаем новые боевые навыки, которых здесь на любой вкус! Причем, мы развиваем не только Кратоса, но и Атрея, да так, что ближе к концу игры этот хилый мальчуган и сам укладывает пару-тройку врагов.
Довольно забавно разработчики обыграли эволюцию топора Кратоса. Есть два гнома оружейника. Оба – мастера своего дела, да к тому же братья. Когда-то они зареклись не иметь друг с другом дел, в общем – семейный разлад. В игре вы встречаете то одного, то другого, и каждый считает делом чести улучшить ваш топор, попутно поругав предшествующую работу родственника. Как говорится – клиент от конкуренции только выигрывает. Да и кто знает, возможно наш топор войны станет для братьев топором мира?
Совокупность уровней вашего оружия и экипировки определяет общий уровень Кратоса. Уровень отображается и у ваших противников, что позволяет сразу определить, стоит ли ввязываться в драку или лучше пройти мимо и вернуться позже. Кастомизация в GoW довольно обширная, любители Ведьмака будут довольны.
Нельзя не сказать несколько слов и о визуальной составляющей. Выглядит игра просто шикарно! И речь здесь даже не о графике: красивой картинкой уже никого не удивишь, хотя и тут разработчики в очередной раз пробивают потолок текущего поколения консолей. Куда большего внимания заслуживает операторская работа. Вся игра отснята одним кадром! Никаких вам экранов загрузки, смены дублей и прочего. С самого начала за спиной у главного героя оператор, который проходит с вами весь путь от начала и до конца. В итоге, каждая сцена выглядит реалистично и естественно, несмотря на обилие чудовищ и нежити.