Помнится, чуть больше трех лет назад в аналитическом материале под названием «Занимательная квестология» мы предсказали грядущий расцвет жанра «интерактивный фильм», в который, на наш взгляд, должна была мутировать адвенчура. Тогда, заметим, интерактивные фильмы были скорее редкостью, чем правилом.
Чем дальше, тем очевиднее становится, что наше пророчество сбылось. Одно время казалось, что только разработчики из Telltale переквалифицировались из более или менее традиционных адвенчуроделов в «виртуальных режиссеров», однако теперь уже понятно, что речь идет все-таки о глобальном тренде. Red Thread Games во главе с Рагнаром Тёрнквистом (Ragnar Tornquist) никакого отношения к авторам The Wolf Among Us и The Walking Dead не имеет. Тем не менее Dreamfall Chapters сочетает в себе черты классического квеста и того самого интерактивного кино, о котором мы тут так долго и нудно рассказываем.
Кстати, некоторые геймплейные приемы беззастенчиво позаимствованы у Telltale. Похоже, что создатели Dreamfall Chapters воспринимают эти «фишки» уже как сформированные особенности жанра — то есть элементы, которые можно безвозмездно использовать, не опасаясь быть уличенными в плагиате.
Даже рога, растущие из плеч, не мешают этой картине быть завораживающе печальной.
Долгое-долгое путешествие
Невозможно писать о проектах, подобных Dreamfall Chapters, и не затрагивать при этом историю их создания. Перед нами удивительный случай: все три игры, входящие в серию, делали, в сущности, одни и те же люди, но отличаются они, игры, при этом друг от друга разительно. Отличаются прежде всего в геймплейном отношении.
The Longest Journey, вышедшая в 1999-м году, была традиционной адвенчурой, основанной на механике point-and-click. Разработчики тогда делали ставку на сюжет и богатство игрового мира, но уж никак не на революции в области игрового процесса.
Попытка привнести в жанр нечто новое была предпринята уже во второй игре — Dreamfall: The Longest Journey. Этот непрямой сиквел был существенно ближе к action-adventure, чем к чистой адвенчуре. Здесь нужно было не только решать задачки, но и драться и красться порой, что понравилось далеко не всем, несмотря на положительные впечатления от игры в целом. Сюжет при этом был более или менее линейным.
В Dreamfall Chapters, выпущенной спустя девять лет после Dreamfall: The Longest Journey, все иначе. Здесь нет боевых элементов (по крайней мере, их нет в двух первых эпизодах), зато сценарий настолько нелинеен, насколько это вообще возможно в рамках жанра. Кроме, пожалуй, концовки: разработчики заранее предупредили нас, что история в итоге придет к одному финалу.
Меня зовут Зои, и я больше не умираю
Водоем, на берегу которого поет печальную и очень красивую песню синее рогатое существо. Люди и человекоподобные создания на лодках. В центре, очевидно, усопшая женщина, которую отправляют в посмертное путешествие. Вот так примерно будет выглядеть пролог к первому эпизоду Chapters для человека, который впервые сталкивается с миром Dreamfall. Кто эта женщина? Почему у существа рога? При чем тут Старк? Погодите, погодите… Старк — персонаж «Игры престолов», верно? Что значит «нет»?!
Близняшки? Раздвоение личности? Нет, просто диалог души с телом.
Исключительная глубина и самобытность — главная особенность вселенной, созданной Рагнаром Тёрнквистом. Человек, который начал свое знакомство с ней с Dreamfall Chapters, будет очень долго чувствовать себя растерянным, как туристка в поисках метро посреди города Пропасть в Европолисе. Авторы попытались позаботиться об этой категории игроков и добавили в игровое меню краткий видеоролик, в общих чертах поясняющий, что происходит. Но этого, разумеется, недостаточно, чтобы понять все отсылки к предыдущим играм серии, чтобы быстро разобраться в местном двоемирье и сообразить, как связаны между собой «машины сновидений», Империя азади, высокие технологии, магия и прочие элементы взрывоопасного коктейля под названием Dreamfall.
Так или иначе, в начале игры девушка по имени Зои Кастильо — главная героиня Dreamfall: The Longest Journey — продолжает лежать в глубокой коме. Ровно тем же самым она занималась и при прошлой нашей встрече. Есть, правда, нюанс: если в предыдущей части серии коматозница рассказывала нам, как она дошла до полужизни такой, то есть история развивалась в ретроспективе, то теперь события будут разворачиваться в реальном времени. Девушке предстоит встать и пойти.
Зои не очень-то хочет возвращаться. Ее дух вполне комфортно чувствовал себя в междумирье, где неудачливая спасительница мира могла спасать таких же неудачливых пользователей «сновиденческих машин», которым адский прибор вместо сладких снов по заказу адресовал бесконечно повторяющиеся кошмары. Но недолго музыка играла. Мир снова нужно спасать, и никто, кроме Зои, с этим не справится. Приходится нашей героине взять себя в руки, прийти в сознание и… обнаружить у себя частичную амнезию. Так что помощь Вселенной придется немного отложить. На повестке дня — психотерапия, поиски работы и немного политики.
Меня зовут Киан, и я — качок
Вполне в традициях серии история второго персонажа разворачивается как будто бы параллельно, не пересекаясь с приключениями Зои до поры до времени. Киан Альване — тоже наш старый знакомый. Раньше он принадлежал к Империи азади и был послан, чтобы убить Эйприл Райан, героиню The Longest Journey, для которой ее путешествие в магический мир Аркадии закончилось весьма печально. Альване не выполнил приказ, был обвинен в предательстве и брошен в темницу. Ему грозила смертная казнь без суда и следствия. Однако повстанцы решили, что этот парень может им еще пригодиться, и устроили бунт в тюрьме, где ждал своей участи Киан. Воспользовавшись суматохой и помощью некоего одноногого капитана, бывший апостол азади ускользает из-под стражи и оказывается во власти бунтовщиков. Теперь ему нужно решить, станет ли он вместе со своими новыми товарищами бороться против бывших соратников или сделает другой выбор, который будет, как и прочие наши решения в игре, иметь последствия. Очень жесткие последствия.
Киан Альване. Мужественный. Брутальный. Голый.
Позволим себе лирическое отступление перед рассказом о тяжком моральном выборе. Dreamfall Chapters — одна из немногих игр, предусматривающих разносторонний фансервис. Кажется, уже все игроки мужского пола успели оценить Зои в неглиже и порадоваться великолепному виду. Но и немногочисленным представительницам женской аудитории есть на что посмотреть: достаточно бросить один взгляд на Киана Альване, то и дело разгуливающего с обнаженным торсом, чтобы испытать примерно те же, гм, эмоции, какие испытывают мальчики, наблюдая за мисс Кастильо.
Баланс сместился
Так вот, о выборе. Достаточно часто от нас требуют, чтобы мы приняли одно из двух взаимоисключающих решений. Как только мы выбираем свой путь, игра грозно предупреждает нас: «Баланс сместился. Ваш выбор будет иметь последствия».
Знаете что? Разработчики не врут. Это совсем не похоже на «псевдовыбор» от Telltale, который, как правило, ничего в сюжете существенно не меняет. В Dreamfall Chapters речь идет о неподдельном влиянии на взаимоотношения персонажей друг с другом, о новых сюжетных ветках и поворотах, о возможной смерти героя, наконец. Да, именно так: некоторые решения приводят к гибели одного из персонажей, следовательно, и к окончанию игры в целом.
Большая часть последствий проявляется не сразу. Так, наши действия в первой части начинают влиять на ткань реальности преимущественно со второго эпизода. Быть «хорошим» — далеко не всегда лучшая стратегия. Можно добить безнадежно раненного человека по его же просьбе, спасая от неизбежных пыток, а потом обнаружить, что этот поступок все равно расценивается как убийство. Можно защитить друга от бандитов и оказаться спустя пару дней в кошмарной переделке. Решение, которое напрашивается, решение, которое принимает большинство игроков в той или иной ситуации, очень часто ведет к ухудшению положения наших персонажей.
Нужно ли пояснять, насколько это здорово? Мы действительно чувствуем свое влияние на историю, на интересную, глубокую, насыщенную непредсказуемыми событиями историю. В этом, пожалуй, и заключается главное достоинство Dreamfall Chapters — в талантливом сценарии и нашей возможности воздействовать на происходящее.
Вот так встречает гостей город под говорящим названием Пропасть. Пропасть здесь действительно несложно.
Поговорим?
Не следует думать, будто вся игра состоит из судьбоносных решений. Гораздо чаще нам приходится решать классические адвенчурные задачи в духе «найти предмет, скомбинировать с другим предметом в инвентаре, применить к активной точке». Хардкором здесь и не пахнет, конечно, но некоторые задания не лишены определенной доли изящества. Тем не менее этот тип времяпрепровождения тоже нельзя назвать основой геймплея.
Львиную долю игрового времени занимают исследование окрестностей и разговоры. Локации по адвенчурным меркам — просто огромны. Город Пропасть, в котором поселяется Зои после пробуждения из комы, поражает воображение не только масштабами, но и степенью проработки. Это совершенно самостоятельный футуристический мир с массой объектов для изучения, с традициями и особенностями, с самобытной атмосферой. Даже говор здесь очень специфический, эдакий «испорченный» английский, включающий в себя словечки из немецкого, итальянского, испанского и славянских языков.
Не менее удивительной кажется Меркурия в магической Аркадии, где реальность максимально приближена к канонам фэнтези. Аркадия наполнена волшебством, классовой борьбой и ксенофобией.
Заметим, что в обоих мирах нам дадут потрогать и пощупать массу объектов, не имеющих отношения непосредственно к прохождению, но тем не менее важных. Важных для погружения, ведь комментарии Зои или Киана позволяют нам лучше понять, как живут люди и нелюди, чем дышат, чего боятся. И Старк, к которому принадлежит Европолис с его Пропастью, и Аркадия густо населены. Мы увидим массу эпизодических персонажей, каждый из которых может похвастать характером и жизненной историей. Глава преступного синдиката и маленький синий воришка, испорченный робот-юморист и последняя древняя старушенция из расы Кротов, продавщица уличной еды, она же убежденная марксистка по совместительству, — все они запоминаются. Всех хлебом не корми — дай поговорить. Очень многие из них действительно смешные и милые. Dreamfall Chapters, ни разу не будучи комедией по сути, тем не менее умеет позабавить и вызвать улыбку, когда это нужно. В то же время и драматического накала игре более чем хватает.
Не все главные герои одинаково взрослы.
Прогуляемся?
Ладно, дифирамбы мы уже спели. Как насчет недостатков?
Их, на самом деле, не так уж и много. Во-первых, очень пристойная трехмерная графика здесь почему-то легко уживается с совершенно никакой анимацией. Персонажи просто открывают рты, причем не всегда вовремя, — в остальном их лица совершенно неподвижны. При том обилии эмоционально напряженных диалогов, каким разработчики насытили адвенчуру, эта мимика жертвы ботокса делает мозгу игрока больно.
Во-вторых, далеко не всегда пробежки туда-сюда по огромным пространствам приносят радость. Скажем откровенно: радуют они только в угаре исследовательского азарта, пока территория не изучена. Уже на третий раз квест из серии «найти интерактивную карту, спросить дорогу, попытаться сориентироваться на местности» кажется форменным издевательством. Почему бы не подарить игрокам возможность быстрого перемещения по локациям, как делают во всех нормальных домах? Почему хотя бы не презентовать персонажам карманный путеводитель?
Абсолютно очевидно, впрочем, что эти досадные мелочи никак не могут перевесить больших и даже, не побоимся этого слова, жирных достоинств игры. Во всяком случае, тех ее эпизодов, к которым у нас уже есть доступ.
Как упоительны в магическом гетто вечера!
Dreamfall Chapters представляет собой почти образцовую модель адвенчуры современного толка. Здесь и наработки «золотого века» квестов с бессмертной механикой point-and-click, и разветвленный интерактивный фильм с действительно значимыми решениями, и чудесные диалоги с живыми и очень разными персонажами. Здесь однозначно есть что рекомендовать поклонникам вселенной, созданной Рагнаром Тёрнквистом. Остальным же мы советуем поиграть вначале хотя бы в одну из предыдущих адвенчур серии — чтобы не тонуть в море непонятных фактов и обстоятельств, — а потом, разумеется, взяться за Dreamfall Chapters.