В определенном смысле игре студии Torn Banner Studios не везло с самого начала: за несколько лет, что онлайновый боевик про войну рыцарей Агаты с масонским орденом находился в разработке, успела выйти как минимум схожая по боевой механике Mount & Blade, разом перетянувшая на себя внимание потенциальной публики. Плюс этой осенью, буквально параллельно с релизом Medieval Warfare, вышла еще и War of the Roses от издателя Paradox, где суть примерно та же, что и в Chivalry, — жесткие командные битвы с отрубанием рук пудовым рыцарским мечом. Словом, поклонникам жанрового направления сегодня определенно есть из чего выбирать.
Сами разработчики, впрочем, давно и довольно четко обозначили сущность своего первого коммерческого проекта (если коротко, перед нами всего-то облагороженная версия мода пятилетней давности Age of Chivalry для Half-Life 2) и вершить какую-либо революцию в жанре, равно как и всерьез конкурировать с кем-то, намерены явно не были. Эта игра, кажется, вообще создавалась специально для тех, кто устал от серьезных тактических поединков и вообще огнестрельного оружия в каком-нибудь Battlefield 3 и не прочь расслабиться, собственноручно насадив несколько человек на острые шипы.
Армия тьмы
В Medieval Warfare присутствуют всего два основных развлечения: вариации дефматча (например, в режиме «Арена» побеждает команда, сохранившая в живых хотя бы одного участника) и большие командные сценарии, в которых надо выполнить сюжетную миссию (участники конфликта в этом режиме возрождаются).
Быстрые сражения — в первую очередь идеальный способ освоить боевую систему. Хотя в Chivalry присутствует внятный режим обучения, с ходу разобраться даже с основными приемами довольно непросто: пока не натаскаешься, будут разделывать на части в первые же минуты поединка.
Бой строится на максимально ритмичном применении ударов и блоков, а в перерывах игрок постепенно учится использовать выпады, которые по умолчанию удобно назначены на колесо мыши, и осваивает дополнительное оружие из арсенала — вроде метательных ножей в случае с пехотинцем или топора у рыцаря. Уже спустя несколько часов методичного расчленения вражьих солдат стоит изучить сильные и слабые стороны каждого бойца (все четыре класса значительно различаются физическими данными: скоростью и выносливостью), как начинаешь орудовать какой-нибудь тяжелой секирой с точностью до миллисекунды. В плане аккуратности боевая система Chivalry не просто достойный соперник Mount & Blade — она практически безупречна.
Аутентичность
Драться, разумеется, невообразимо приятнее, когда кровопролитие на мониторе осмысленно. Например, когда рыцари Агаты стремятся сжечь дотла владения ордена Мейсона, кидая факелы в пшеничные поля, а те, в свою очередь, намертво закрывают своими солдатами пути наступления на родную собственность. Или когда одна сторона желает уничтожить крестьян, трудящихся близ вражьего замка, а другая, соответственно, никак не желает расставаться с рабочей силой. Быть участником такого рода сценариев действительно интересно. Осада крепостей происходит с применением баллист и таранов, а наступающие скопы противников можно, к примеру, обстрелять камнями.
Важно еще то, что здесь, в отличие от большинства других исторических экшенов (особенно мультиплеерных), не чувствуешь себя ряженым недоумком на реконструкции какого-то важного события: благодаря Unreal Engine 3 разработчикам удалась чрезвычайно детальная и сочная картинка, и от величественного вида исполинских замков натурально захватывает дух. Портят дело, пожалуй, всего две вещи. Первая из них — продуманных сценариев в Chivalry все-таки мало. Брутальной игре про интригующие клановые войны, да еще и в столь мрачном антураже, просто необходима какая-то минимальная драматургия, но нас почему-то просят в основном лишь нападать и защищать. Карт, к слову, тоже немного — всего шесть. Учитывая, что на каждую из них приходится максимум по два общедоступных режима игры (чаще — по одному), это совсем расстраивает.
Вторая проблема, впрочем, еще обиднее. И заключается она в том, что спокойно изучить миссии в одиночку тут совсем нельзя. Для комфортной игры необходимо обязательно искать партнеров на серверах (с отображением которых в соответствующем меню игры даже связана особая техническая проблема). Формально присутствует возможность подраться в компании ботов, но компьютерные воины отличаются феноменальной невменяемостью — регулярно толкаются между собой, не умеют обходить препятствия, а порой даже умудряются поджечь товарища или пнуть его со всей силы в ров с деревянными шипами. Так что эту затею лучше оставить сразу. Разработчики клянутся исправить все ошибки посредством патчей, которые, по слухам, уже скоро должны появиться в Steam. Если это и правда случится, вопросов к игре у нас значительно поубавится, но сейчас их все еще довольно много.
В конечном счете Chivalry: Medieval Warfare оставляет чрезвычайно смешанные ощущения. Вроде бы и красиво, и механика очень любопытная, и стилистика жестоких средневековых побоищ выдержана идеально — словом, все свои ключевые задачи авторы выполнили. Но достоинств игры, увы, хватает максимум на три вечера веселья, после чего даже пресловутая сеча с фонтанами крови начинает потихоньку утомлять. Просто потому, что сегодня вытянуть большой мультиплеерный экшен на, по сути, одной лишь боевой механике нельзя, а Medieval Warfare остро не хватает интересного контента (и вдобавок пары-тройки увесистых патчей, исправляющих недоработки).
Как поведут себя в этой ситуации Torn Banner Studios, сказать пока сложно, но мы очень надеемся, что благодаря их стараниям к Chivalry еще захочется вернуться. Потому что после бесконечных автоматных очередей, дождя гильз и дыма от гранат брутальная многопользовательская сеча в поле кажется едва ли не откровением.