Blackguards была во многом дословным, точным переложением правил и принципов настольной системы The Dark Eye на язык компьютерной RPG. Отряд из героев разных рас и классов путешествовал по карте и участвовал в пошаговых сражениях, в перерывах отвлекаясь на хождение по лавкам в поисках новой экипировки. Все фокусировалось именно на сложных тактических боях, предлагая достаточно линейный сюжет и редкие побочные квесты. В сиквеле битв еще больше, они сложнее, а дополнительные задания в привычном понимании исчезли вовсе. Тем не менее играть стало лучше, играть стало веселее…
Картинка во второй части детальнее, да и магические эффекты похорошели.
Развод по-авентурски
Прежде всего, это связано с тем, что сюжет тут интереснее и мрачнее — он с лихвой оправдывает название игры и «темную» репутацию самого сеттинга The Dark Eye. Мы снова выступаем против коварного Марвана, выжившего после событий первой части, но теперь в бой нас ведет преданная им полубезумная жена. А у той в буквальном смысле пауки в голове и страшная маска на лице.
Под главенством Кассии мы отвоевываем ее родные земли, захваченные зловредным супругом. Помимо трех старых знакомых из первой части — Нурима, Зурбарана и Такате — в этом ей помогают наемники из Безмолвного Легиона, готовые грабить города и приносить кровавые жертвы. Да и сама Кассия особо не церемонится в выборе методов достижения своих целей, хотя сама периодически не очень понимает, в чем же они состоят. В общем, интриг и поводов следить за сюжетом больше, а диалоги и характеры написаны лучше.
Есть варианты…
Нелинейности тоже прибавилось. Во-первых, к вариативности теперь располагает сама структура геймплея, которая уже больше напоминает стратегию на глобальной карте, чем классическую RPG. На этой самой карте мы выбираем, какое из владений Марвана захватывать следующим: это может быть город, крепость, дворец его приспешника и так далее. Захватили три пункта — готовимся отражать контратаку на одну из точек. И так — всю игру. Никаких побочных квестов в городах нам не выдают — здесь вы уже не встретите страждущих местных жителей.
Однако скучнее от этого не стало — даже наоборот. Вместо того чтобы помогать безутешным матерям, потерявшим детей в лесу, и ленивым торговцам, которым срочно нужно что-то кому-то передать, мы занимаемся куда более интересным, стратегическим (и действительно нелинейным) планированием. Все пункты на карте связаны дорогами, а те ветвятся, ведут в разные стороны. Соответственно, и вы вольны идти по разным маршрутам, ориентируясь на то, какие бонусы дает каждый захваченный город — это могут быть плюсы к характеристикам ваших наемников, новые товары в лавке и даже шанс заполучить в ряды Безмолвного Легиона нового рекрута, например мага или убийцу.
Хорошей экипировки всегда не хватает.
Во-вторых, новые грани нелинейности открывает возможность допрашивать пленных врагов. Тут уже начинается отдельный диалоговый квест. Попытайтесь договориться, угрожайте, пойдите на сделку или предложите воздействовать на узника одному из трех других главных героев. Если выбрать правильный вариант, он расколется и поделится важной информацией — а та, например, облегчит захват следующего города. В ином случае пленный откажется говорить, и вам останется только казнить его. Ну, или оставить гнить в клетке. Вообще, ситуаций морального выбора в Blackguards 2 тоже больше — в какой-то момент, скажем, придется решать, позволить наемникам грабить города или нет.
Доступнее, но не проще
И все-таки главным блюдом Blackguards 2 остались тактические сражения и все, что с ними связано, — «прокачка» и подбор экипировки. На этот счет есть разные новости.
Ассортимент оружия и брони достаточно скуден и не меняется едва ли не пол-игры. Ролевая система стала проще, несколько отступив от канонов The Dark Eye: характеристик персонажа меньше, и они почти не участвуют в «прокачке». Некоторые навыки откровенно бесполезны, зато иные заклинания, наоборот, в разы эффективнее других.
И тем не менее над экраном распределения очков между разными умениями по-прежнему можно проводить часы — грамотная «прокачка» тут очень важна. То же самое и с наемниками: самостоятельно улучшать их «скиллы» и подбирать им экипировку нельзя — и все-таки игрок прямо влияет на процесс развития «солдат удачи».
Во время обороны своих городов можно расставлять разные ловушки. И в целом защищаться тут проще, чем атаковать, хотя авторы обещали обратное.
В обороне ваших владений в основном участвуют именно наемники, кроме того, они могут поддерживать основных героев в некоторых сражениях — и вы сами решаете, бойцов каких классов взять с собой (места ограничены). Так вот, чем чаще вы выбираете, например, лучника или мечника, тем мощнее становятся все представители этого класса.
Драка с условием
А вот сами бои стали однозначно лучше и сложнее. Карты просторнее, на них больше интерактивных объектов, ловушек и, соответственно, интересных возможностей — когда мы, допустим, заваливаем врагов ящиками, выпускаем из клеток агрессивных животных, роняем с помощью лебедки какие-то доски или заманиваем неприятеля на своеобразное минное поле.
Кроме того, во второй части нас куда чаще просят не просто перебить всех оппонентов, а выполнить какие-то особые условия — обрушить мост, разбить пять кристаллов или освободить пленников и сбежать. Иногда приходится даже решать загадки с участием рычагов и острых решеток, на которые можно заманивать врагов. Правда, порой авторы перегибают палку и заставляют нас раз за разом переигрывать сражения: попробуйте-ка разбить те же пять кристаллов и уйти живыми в условиях, когда вас атакуют толпы огромных бессмертных ящериц при поддержке мощных магов!
Наконец, появились особые чудища, творения приспешников Марвана. Эти твари не просто очень большие — они умеют прыгать и летать через полкарты, сбивая с ног всех, кто окажется у них на пути. И если поначалу приходится исключительно бить их по морде, то потом нам разрешат использовать специальные мелодии, чтобы управлять монстрами.
Каждый пункт на карте имеет свой уровень сложности, так что в некоторые места до поры до времени лучше не соваться.
Претензии к Blackguards 2 мало отличаются от тех, что мы предъявляли первой части. Порой игра все-таки скатывается в повторение одного и того же, есть технические огрехи и проблемы с балансом: одни сражения переусложнены, другие, наоборот, слишком просты (хотя таких в разы меньше). Шрифт по-прежнему катастрофически мелкий и представляет настоящую угрозу для глаз. А в драках все так же нет возможности увеличить скорость перемещения бойцов, из-за чего схватки кажутся затянутыми. Но в целом вторая часть — шаг вперед практически по всем параметрам. Так что с нетерпением ждем, каким будет следующий эксперимент Daedalic Entertainment на ролевом поприще.