Еще в 2004-м году молодая польская команда Intoxicate Interactive начала разработку постапокалиптической RPG Afterfall. Авторы хотели сделать свою Fallout, но в итоге, после многих лет безуспешного поиска издателя, решили изменить концепцию. Так в 2011-м году на свет появился проект Afterfall: Insanity. Это был достаточно безыдейный клон Dead Space, только действие происходило не в космосе, а на выжженной ядерным апокалипсисом Земле, где в подземных убежищах скрывались немногие выжившие. Авторы говорили, что вырученные деньги пойдут на осуществление первоначального замысла, то есть на создание нелинейной RPG в постъядерном мире. И вот, спустя еще пять лет, выходит первый эпизод Afterfall: Reconquest, в котором мы видим только зачатки ролевой игры, множество недоработок и… неплохой задел на будущее.
Сценаристы и художники, в отличие от программистов, поработали на славу.
Тени прошлого
Итак, снова постапокалипсис, полуразрушенные города и пустоши, кишащие мутантами. Выжившие в ядерной катастрофе распались на разные семьи, группы и фракции. Многие из них нашли убежище в одном из больших городов, скрытых глубоко в горах. Другие исчезли в неизвестном направлении. Когда ресурсы в городе закончились, люди стали спускаться в долины, чтобы отвоевать земли у мутантов и восстановить цивилизацию.
А вот у главного героя, мрачного мужчины по кличке Жнец, одетого в сталкерский комбинезон, цель одна: отомстить за гибель своих родителей и узнать о судьбе родных брата и сестры, которые то ли умерли, то ли вместе с теми «другими» как раз исчезли в неизвестном направлении. Он работает на одну из групп выживших, выполняет разные задания, сражается с бандитами и мутантами, но сюжет сосредоточен именно вокруг прошлого героя. Жнец слышит голоса, видит кошмары и «флэшбеки», связанные с его семьей, и постепенно узнает все новые и новые подробности о том, что произошло с ним и его родными.
В сценарии, конечно, не обошлось без штампов — здесь, например, присутствуют обязательные «секретные эксперименты», жертвой которых стал и наш герой. И тем не менее эта история действительно увлекает. Авторам удалось лихо закрутить интригу: в какой-то момент они переворачивают все с ног на голову, заставляют Жнеца пойти войной против вчерашних друзей… и обрывают рассказ на полуслове.
Все это дополняется черно-белыми комиксами, иллюстрирующими сюжет, неплохо переданной атмосферой мрачного постапокалипсиса и такой же черно-белой, с вкраплениями красного, картинкой, которая придает происходящему особое настроение и стилистику.
Черно-белый фильтр лишь частично скрывает убогость картинки.
Плюс на минус
К сожалению, сам игровой процесс получился тоже «черно-белым». В том смысле, что какие-то светлые моменты и идеи тут сопровождаются откровенными недоработками. По механике Afterfall: Reconquest представляет собой экшен от третьего лица в более-менее открытом мире. Выполняя задания: узнать о судьбе пропавшего отряда, доставить радио, собрать три медицинских контейнера и так далее, — мы вполне можем отвлечься, углубиться в какую-нибудь шахту, перебить там всех мутантов и потом уже узнать, что это был один из побочных квестов.
Однако такая свобода есть только поначалу: чем дальше, тем больше нас привязывают к сюжету. Второстепенных заданий все равно мало, моральных дилемм нет вообще, а выбор реплик в хорошо написанных (это надо признать!) диалогах серьезно ни на что, к сожалению, не влияет. То есть вроде бы авторы хотели реализовать некую нелинейность, но она так и осталась лишь на уровне намека — во всяком случае, в первом эпизоде.
То же самое и с ролевой системой. Генетически измененному главгерою доступны лишь три умения — энергетический щит, встроенный в руку «шотган» с бесконечными патронами (он расходует лишь аналог маны, который очень быстро восстанавливается) и возможность высасывать жизненную силу из поверженных противников, пополняя здоровье. Из них реально востребованы только два — энергетический щит фактически не используется. За выполнение некоторых миссий мы получаем «апгрейды» для способностей, кроме того, они разбросаны в закоулках некоторых локаций. Вот и вся ролевая система.
Враги дают прикурить, постоянно держат в напряжении, а задания отличаются некоторым разнообразием — мы преодолеваем хитрые ловушки, минируем проходы, уворачиваемся от несущейся на нас электрички и даже двигаем железнодорожную платформу, чтобы запустить поезд. Однако противники при этом берут исключительно числом, а не умением, видов оружия мало, и оно мало отличается друг от друга — при желании всю игру можно пройти с пистолетом и встроенным дробовиком с бесконечными патронами. Стелс есть, но он бесполезен. Локации большие, но полупустые. Картинка стильная, но все равно устаревшая, а местами черно-белый фильтр делает ее только хуже. Плюс технические огрехи и кривая анимация главного героя…
Многие разработчики мечтали и мечтают сделать свою Fallout. Но мало у кого получается. Вот и у Intoxicate Interactive тоже по-прежнему не получается. Первый эпизод Afterfall: Reconquest слишком противоречив, слишком много в нем недоработок, чтобы назвать это удачной попыткой. И все же в игре чувствуется потенциал, а уж сюжет и вовсе хорошо написан, заставляет с интересом ждать продолжения. Так что надеемся, что во втором эпизоде авторы все-таки проведут работу над ошибками.