Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Проголосуйте

Shadow Tactics: Blades of the Shogun уже успели расхвалить за многое. Но я скажу так — аккурат к концу года, к раздаче всевозможных наград, она достаёт из пыльного архива ржавую табличку с надписью: «Лучшая стелс-тактика в реальном времени». И благополучно сама же и побеждает в этой номинации — благодаря отсутствию конкурентов и собственным неоспоримым достоинствам.

Давным-давно этот жанр единолично сформировала знаменитая серия Commandos. Потом ещё были аналогичные по механике Desperados, Robin Hood: The Legend of Sherwood, Chicago 1930. И на этом по большому счёту всё — сейчас таких игр практически не делают. Тем более неожиданным и приятным получился сюрприз, который под конец года нам преподнесли авторы Shadow Tactics: Blades of the Shogun.

Коммандос феодальной Японии

Сделана эта игра откровенно по лекалам Commandos — и она не стесняется этого. Разве что действие перенесли в феодальную Японию эпохи Эдо, когда в 1615-м году едва объединившаяся под властью нового императора Страна восходящего солнца оказалась на грани новой смуты — появился загадочный даймё, феодал, жаждущий свергнуть сёгуна. Наш отряд специально обученных бойцов, обладателей уникальных талантов и навыков, как раз выступает на стороне императора и пытается всячески помешать таинственному раскольнику и его сообщникам.

Ещё одно отличие состоит в том, что сюжет, разбитый на отдельные миссии, всё же представляет собой полноценное повествование — с завязкой, развитием и развязкой. Сценарий, конечно, не претендует на лавры истории года, но следить за развитием событий довольно интересно.

Кроме того, судя по анонсам, в нашем отряде должны были бушевать чуть ли не шекспировские страсти. Вот читаем: «Отряд составляют очень разные люди. Поначалу сотрудничество кажется невозможным. Однако по мере выполнения заданий воины учатся доверять друг другу, между ними завязывается дружба. У всех персонажей свои мотивы, и каждому придётся встретиться лицом к лицу с собственными демонами».

На самом деле всё, конечно, куда проще: вам не придётся, как в какой-нибудь RPG от BioWare, мирить подчинённых или выполнять их персональные квесты, зализывая душевные раны. И даже состав на миссию определяете не вы, а сценаристы. Тем не менее какие-то отношения между нашими бойцами действительно развиваются — посредством межмиссионных роликов и диалогов. Да и во время выполнения заданий они не прочь поболтать или отпустить шутку-другую. Как говорится, спасибо и на том, сюжету это идёт только на пользу.

Пятеро смелых. И разных

В остальном Shadow Tactics: Blades of the Shogun — это та же Commandos, только с парой собственных идей и поправкой на азиатский колорит и реалии средневековой феодальной Японии. Каждая миссия представляет собой этакую тактическую головоломку, которую нужно решить, грамотно используя умения персонажей и комбинируя их друг с другом.

Профили и специализации бойцов угадываются без труда. Тут есть ловкий и быстрый ниндзя, умеющий метать сюрикен и бегать по крышам, более крупный и крепкий самурай, способный разметать навыком «Буря мечей» сразу нескольких противников и приманить врагов бутылками саке, симпатичная девица, умеющая переодеваться, охмурять и забалтывать охранников в образе гейши. В наличии также седовласый старец с костылём и мушкетом (фактически полный аналог снайпера из Commandos) и девушка, заманивающая врагов в смертоносные ловушки. Все при этом умеют скрываться в траве, почти все (кроме старика с костылём) переносят и прячут тела, а некоторые ещё и отлично плавают.

Как правило, обычно нам доступны лишь несколько бойцов (очень редко — сразу все пятеро). Но даже двум-трём персонажам тут есть где разгуляться и проявить фантазию. Задания классические — выкрасть документы у чиновника, убить важную и хорошо охраняемую шишку, перехватить партию оружия, спасти товарища и так далее. Но благодаря картам каждая миссия превращается в очень сложное, но увлекательное и нелинейное приключение, а точнее, испытание.

Уровни в Shadow Tactics, как и в Commandos, гениально спроектированы — они большие, красивые, разнообразные, изобилуют деталями и неочевидными возможностями. Вы вольны идти, что называется, по прямой, аккуратно выманивая и устраняя каждого врага. Но лучше действовать более творчески и красиво — раздразнить быка, чтобы он огрел копытами нескольких стражников, стоящих позади него; сбросить камень, балку или ящик на группу патрульных; спрятаться в повозке и на ней проникнуть на охраняемую территорию… Также весело сигать на охранников с крыш и бегать по верёвкам и канатам.

Ту же важную шишку разрешают убить несколькими способами — отравить, например, чай или снять прицельным выстрелом из мушкета. Правда, в последнем случае ещё придётся выманить жертву на линию огня, заставив лаять его любимую собачку. В общем, этакая Hitman, но с участием сразу нескольких героев и в изометрии.

Тяжело в учении, тяжело в бою

Я уже сказал, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun получилась очень сложной, хардкорной тактикой. Это несмотря даже на то, что немецкая студия-разработчик называется Mimimi Productions, а охранники дают некоторые поблажки, отказываясь смотреть в воду и на крыши и в упор не замечая девушку, бегающую над ними днём по канату.

Порой сложность, наоборот, кажется избыточной. Во многих местах проскользнуть тихо и незаметно, не подняв тревоги, кажется, практически невозможно. Враги пронизывают сектор конусами зрения сразу с нескольких сторон, некоторые стоят рядом и смотрят друг на друга. Причём это особые противники в соломенных шляпах или самураи, на которых практически не действуют стандартные уловки и приманки. Постоянно курсируют патрули. Да ещё и мирные жители, завидев вас, тут же кидаются звать стражу.

В таких случаях зачастую приходится полагаться на умения какого-то одного или двух персонажей, чаще всего — на ниндзя или самурая. Последний при грамотном использовании в одиночку может выкосить пол-уровня. Определённый дисбаланс среди персонажей в таких играх неизбежен, и тут он тоже чувствуется, хотя и не так сильно, как мог бы.

Кроме того, поможет слаженная командная работа, позволяющая вашим бойцам, например, снять тех же двух стражников, влюблённо уставившихся друг на друга. Для этого нужно использовать специальную функцию — она замедляет время и даёт возможность раздать нескольким подчинённым приказы, которые они начнут выполнять после вашей отмашки. Такого в Commandos не было, и это действительно интересная деталь, привнесённая авторами в исчезающий жанр.

В награду за все труды, за то, что вы, например, прошли миссию, ни разу не подняв тревогу, не убив ни одного мирного жителя, использовав какой-то особый способ устранения врага и уложившись в отведённое время, выдают специальные нашивки. Ничего, кроме чувства глубокого удовлетворения, они не дают — тут нет ни очков опыта, ни денег, ни даже штрафов за неаккуратное прохождение. Но истинным ценителям стелса и тактики даже этой мотивации будет достаточно — они непременно захотят собрать все нашивки в каждой миссии, да ещё и на высшем уровне сложности с ограниченными сохранениями.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun как минимум претендует на звание «Сюрприз года». Она вышла без лишнего шума и ажиотажа и воскресила фактически давно уже мёртвый жанр тактических стратегий в духе Commandos. И сейчас срывает заслуженные овации. Это не значит, что жанр этот теперь снова начнёт жить и развиваться, — скорее всего, после Shadow Tactics ещё долго не будет ничего подобного. Но в любом случае хочется крепко пожать авторам руку за то, что они позволили старикам вернуться во времена своей молодости и поиграть в новую Commandos, а современной аудитории — узнать, что же это такое.

0

Автор публикации

не в сети 1 час

Кузнецов А.И. / PF

8

Зовут меня Антон, в сети больше известен под ником "Кузнецов А.И. / PF"

Комментарии: 16Публикации: 460Регистрация: 04-12-2013
Делитесь публикациями, чтобы у Вас и Нас был свежий контент. Ждем вашего мнения в комментариях.

От партнеров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля